Рома не умалчивал тему о кровных родителях. Наоборот, с удовольствием говорил об этом. Правда, хорошего-то и нечего было рассказать. Мама все время занята, но не работой, как у других ребят, а веселыми застольями. Мужчина, в котором Рома видел отца – целиком и полностью отвергал, что они родственники. При этом тот признавал старшую сестру Ромы. Пятнадцатилетний подросток над этим все время ломал голову. «И назван он, по словам матери, в честь отца, и черты сходства имеются – только тот ни в какую не признает его, как сына». С детства Рому воспитывала родная бабушка — добрая и заботливая. Однако хотелось бы, чтобы, как у всех, чтобы были мама и папа.
Проблема идентичности волнует не только приемных детей. Особенно остро встает вопрос «откуда я родом» в подростковом возрасте. Неудивительно, что к началу переходного периода стремление сформировать идентичность порой заставляет подростков чувствовать себя подавленными, и приводит к труднообъяснимому и иногда критическому поведению.
По Э. Эриксону, первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте. Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю».
Дети, выросшие с биологическими родителями, легко обнаруживают в себе черты сходства с другими членами семьи. Приемные не имеют таких маркеров, и, фактически, им часто напоминают о том, что они отличаются от своих друзей, живущих в биологических семьях.
При формировании идентичности большинство подростков примеряют на себя множество различных судеб. Они пробуют, оценивают и затем отказываются от десятков ролевых моделей. Они критически изучают свои семьи — некоторых родственников идеализируют, других не принимают во внимание. Они относятся с недоверием или, наоборот, цепко держатся за семейные ценности, традиции, идеалы и религиозные верования. Иногда подростки обладают огромным самомнением; иногда они не чувствуют опоры под ногами и им кажется, что они абсолютно никчемные люди.
Самое важное, что могут сделать приемные родители для сохранения идентичности ребенка – это открыто обсуждать все возникающие проблемы. Ни один вопрос ребенка, ни одно его воспоминание не должно уходить «в никуда». Надо понимать, что, если ребенок хочет знать все подробности о своем рождении и своей семье – это не значит, что он отвергает приемную.
Есть притча, она очень точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую семью.
Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя. Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи. Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы. Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее. И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две разные любви.
По достижении совершеннолетия из приемной семьи Даша вернулась в кровную. В свое время биологические мама и папа были лишены родительских прав. Девочка вместе с братом в течение десяти лет прожила в другой семье. Тех, новых родителей называла мама и папа. Что подвигло девушку возвратиться к кровным родителям? Зов крови, недопонимание, сложившееся с приемными родителями или желание быть, как все. Останется ли в душе девушки обида, на то, что жизнь прошла вдали от самых близких? Вспомнит ли она о ТОЙ маме, которая дала ей не саму жизнь, а учила, как ее прожить?
Рук. службы сопровождения замещающих семей центра по оказанию психолого-педагогических услуг «Доверие» Доровских С.Н.