Семья как исцеляющая среда

Автор: | 25.03.2021

В настоящее время уже ни для кого не секрет, что родительская любовь необходима ребёнку для роста и развития не меньше, чем полноценное питание и хороший уход. Можно сказать, что любовь, которую транслируют родители в процессе общения ребёнку – это пища для его души. И если качество этой пищи оставляет желать лучшего – если родительская любовь не постоянна и зависит от множества условий, это ставит под удар психологическое здоровье, эмоциональное благополучие ребёнка, а впоследствии, конечно, и его судьбу. 

 «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Давайте разберемся, что же подразумевается под благоприятным стилем общения, и как родителям создать в семье условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка.

                                             Что значит любить своего ребёнка?

Прежде всего, в отношениях с ребёнком необходимо создать атмосферу безусловного принятия. Другими словами, любить ребёнка нужно не за то, что он способный, помощник, хорошо себя ведёт и пр., а просто за то, что он есть. Безусловная любовь подразумевает, что даже если поведение ребёнка оставляет желать лучшего, мы продолжаем его любить и верить в него, показывая, как он нам дорог и нужен.

 Чтобы ребёнок чувствовал себя ценным и любимым, родителям важно быть внимательными к его чувствам, интересам и желаниям и почаще проявлять свою любовь: обнимать его, говорить ему о том, какой он хороший (добрый, ласковый, ловкий, способный и т.п.), проводить с ним время в совместных занятиях и играх,  дарить ему не только игрушки и подарки, но и (что гораздо важнее) – своё внимание и время.

Поэтому очень важно сосредотачивать своё внимание на положительных чертах характера ребёнка, на его талантах, умениях, способностях, замечать, когда у него получается справиться с каким-либо делом самостоятельно, когда ему что-то хорошо удаётся. Вовремя  высказанная похвала многократно увеличивает вероятность закрепления желаемого поведения и помогает ребёнку становиться лучше.

               Эмоциональное состояние родителей передаётся детям

Ещё один очень важный момент заключается в том, из какого эмоционального состояния родители взаимодействуют с ребёнком. Дети обладают способностью впитывать эмоции окружающих их людей, особенно чувствительно воспринимая эмоциональное состояние родителей. Поэтому психологическое состояние ребёнка – это своеобразный показатель эмоционального благополучия его родителей.

Если родители спокойны, уверены в себе и верят в потенциал своего ребёнка, стараясь сосредотачивать своё внимание на его лучших качествах и возможностях, ребёнок чувствует это. Спокойствие родителей становится основой его уверенности в себе, оптимизма и настраивает его на успех в любом деле.

Если же родители поддаются страхам,  страхи родителей передаются ребёнку, он становится тревожным, неуверенным в себе и не самостоятельным. Родители, подверженные страхам,  постоянно транслируют своему ребёнку сообщение: «Ты нуждаешься в помощи и защите, потому что ты слаб и не способен справляться с жизненными трудностями самостоятельно».  Не трудно догадаться, что у такого ребёнка будет низкая самооценка и ему будет сложно преодолевать трудности на пути к своим целям.

Важные правила:

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно критиковать действия ребенка, но, не его чувства.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

                                Роль родителей в жизни ребёнка

Очень важно разобраться родителям с тем, в чём, по их мнению, заключается их основная задача, их роль в жизни ребёнка. Многие определяют её так: «главное – вырастить хорошего человека», накормить одеть, обуть.. При таком подходе возникает риск упустить из внимания уникальность и неповторимость личности ребёнка и поддаться соблазну подогнать его под определённые стандарты.  При этом в стремлении вырастить хороших детей очень часто родители забывают о том, что лучший способ вырастить детей хорошими – это вырастить их счастливыми.

В попытках добиться от ребёнка безукоризненного поведения родители часто упускают главное – пренебрегая его чувствами и желаниями, они теряют его доверие, заставляют его чувствовать себя недостаточно хорошим и не любимым. Если в душе ребёнка зарождаются сомнения в том, что он нужен и любим таким, какой он есть, он начинает провоцировать своим  поведением родителей, проверяя, до каких пределов он может дойти в своем плохом поведении, сохраняя при этом принятие со стороны взрослых.

Между тем, детей не нужно намеренно делать хорошими, поскольку они являются таковыми изначально, по своей природе. Всё что нужно — это не помешать им своими воспитательными мерами таковыми остаться. Главная задача родителей — помочь детям стать самостоятельными, поддерживать их до тех пор, пока они не перестанут в этом нуждаться.

А значит необходимо постепенно готовить детей к тому, чтобы они могли сами справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь, которые они сами ставят перед собой. Родители при таком подходе всегда готовы поддержать и помочь своим детям, не забирая у них при этом ответственности и инициативы, помогая лишь в том, с чем дети объективно не могут пока справиться в силу особенностей возрастного развития.

Таким образом, создавая в семье атмосферу безусловной любви и принятия, действуя спокойно, уверенно и последовательно, сохраняя веру в тот потенциал, который заложен в каждом ребёнке природой, родители способны не только предотвратить, но и успешно разрешить многие проблемы, возникающие в процессе развития детей и помочь им вырасти здоровыми и счастливыми.

Специалист       Е.И. Борисова